Голосование
Знакомите ли вы своего ребёнка с историей родного города, его достопримечательностями?
Всего 369 человек
Голосование
Какую информацию Вы бы хотели видеть на нашем сайте?
Всего 509 человек

Советы родителям Научите меня говорить!

Дата: 21 января в 23:13

Советы родителям

Научите меня говорить!

( Советы любознательным родителям)

Развитие речи ребенка происходит благодаря общению с окружающими людьми, прежде всего, с родителями. С рождения малыш    распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит.

Младенец криком и    плачем оповещает родителей о своем состоянии (голода, боли),привлекает внимание взрослых. Примерно к трем месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки в ответ на обращенную речь взрослого (гулит).      От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те    же звуки, внимательно смотрит в    лицо взрослого, визжит, смеется, пытается имитировать движения    ртом. С шести до девяти месяцев    произносит звуки «ммМ», «ссс»,    слоги, похожие на «ма», «ба», «ла»    (лепечет) С девяти до двенадцати    месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма-ма», «да-    да» подражает покашливанию, цоканью.

На протяжении первого года    активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. К шести месяцам дети реагируют на свое имя, к восьми месяцам понимают слова взрослого: «иди ко мне на ручки», в девять-десять месяцев уже выполняют простые указания «дай мне», а от девяти до двенадцати месяцев распознают   названия знакомых предметов. Взрослые помогают ребенку запомнить названия интересующих его предметов, громко и отчетливо произнося их название и рассказывая о назначении

Годовалый   ребенок   активно использует для общения с окружающими жесты. В диалоге между ребенком  и  взрослым они означают: «посмотри на ...», «расскажи мне о...»,«дай мне».Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или протягивают  его,   малыш  остается доволен. Когда ребенок начинает говорить слова, отражающие понятия «вот», «дать», «это», он еще какое-то время продолжает пользоваться указательными жестами. Однако постепенно речь становится основным способом общения и вытесняет жесты. Малыши    понимают гораздо  больше,  чем  говорят.  

С начала второго года жизни ежемесячно ребенок начинает пониматьоколо20новых    слов, тогда как начинает произносить в среднем около девяти.   

Малыши  начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова, обычно, обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:

  • людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя,

  • действия,       производимые    малышом или другими людьми  (тук-тук, топ-топ, ам-ам);

  • животных и  птиц (мяу,  ки,киса; ав-ав, ава; му; иго-го, ко    ко; кар-кар)

  • части лица и тела (нос, рот, глаза);

  • игрушки малыша и вещи вдоме (мишка, мяч, соска, але-телефон);

  • одежда и обувь (носок, штаны, шапка);

  • транспорт (би-би - машина, у-у-самолет);

  • слова, отражающие состояния человека (хочу, ой, ай, бо-.    бо).

Первых слова  - это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («ав - ав», «пи - пи», «да - да»).Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому  родители, рассказывая о ребенке говорят,  что тот разговаривает на «своем языке».

     Одни малыши произносят только  первый  или ударный слог слова. Например, слово   «пить»   преобразуется   в «пи», а «молоко» в «ако». Другие дети «изменяют» слова до полной   неузнаваемости например: [на- нАна] «лекарство». Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков,  в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите».

В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами    звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова. Такие звуковые искажения могут сохраняться в речи детей до 5-6 лет.

    От 1,5до  двух лет активный словарь ребенка может увеличиться до 25,а у некоторых детей до 90 слов. Количество произносимых ребенком слов – индивидуальный показатель развития речи, который зависит от     «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья и познавательного развития самого ребенка.

    Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми.  Малыш  начинает выражать свои  потребности   или   передавать текущие события с помощью слов-предложений.     Например, он может сказать «мяч» - выражая, таким образом просьбу помочь ему достать мяч, «бах!» вместо «мяч упал», «ав - ав» вместо «собака идет».

В конце второго - начале третьего года жизни в речи детей появляются предложения, состоящие из двух слов. У некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов. Первые двухсловные предложения состоят в основном, из существительных и глаголов или    прилагательных. Дети строят эти предложения, игнорируя законы    грамматики родного языка, пропуская предлоги, союзы, искажая окончание глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола.

Из - за этой особенности детской речи исследователи окрестили ее «телеграфной» речью.Первые фразы ребенка, подобно телеграммам, содержат только самые существенные    слова. Например, ребенок, который хочет пить вместо длинного обращения «Мама, дай мне по пить», употребит более ёмкое: «Дать пить». «Телеграфные предложения» обычно передают:

  • Просьбу совершить  какое-то действие,  которая содержит в себе название того предмета который хочет получить ребенок «Дать сок», «Дать ням-ням» (конфету) или в форме вопроса: «Де оп?» («Где мяч?»), «Де ако?» («Где молоко?»).   

  • Просьбу сообщить информацию,     которая     выражается вопросом  и  отражает желание ребенка   получить   развернутый комментарий к происходящему в настоящий момент событию или дополнительные сведения об интересующем его предмете или объекте («Куда баба (усеченное бабушка)?», «Собака большая?»),

  К З годам словарный запас ребенка достигает  приблизительно тысячи слов. Теперь малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том чего нет непосредственно перед его   глазами.   Например,   ребенок может поговорить с мамой о папе, который ушел на работу, вспомнить машину, которую видел на улице.

    Малыши  узнают  и   называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения,  состоящие  из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными     предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму».

Постигая     законы     родного языка, дети экспериментируют, учатся сочетать слова друг с другом, употреблять в предложении союзы -  и, но, когда, потому что. Ребенок начинает использовать слова,   которые   указывают   на положение предметов по отношению к говорящему (тут, там ,здесь), пространственное положение предмета (на столе, в шкафу,   под  диваном),   количество предметов (один мячик – много мячей).         Малыш начинает усваивать   грамматические    правила языка. Допустив ошибку,  ребенок может сам себя исправить: «Она...он не хочет гулять»,Желание понять взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира заставляет ребенка спрашивать взрослых о том, что его интересует. Сначала вопросы малыша -это утвердительные конструкции,        произнесенные с     вопросительной     интонацией:  «Папин  галстук?»,  «Мамина кофта?». Затем появляются «настоящие» вопросы, которые начинаются со слов «что», «где». И только позже возникают вопросы, начинающиеся со слов: «Почему?», «Когда?», «Как?», Малышу нужно  научиться  не только спрашивать, но и отвечать на вопросы взрослых. Однако к 3-3,5 годам большинство малышей начинают отвечать на вопросы правильно Ребенок   как   губка   впитывает словесные оценки и суждения взрослого, которые часто становятся его собственными. Теперь родителям приходится следить за своими  собственными  словами, Неосторожно произнесенная мамой фраза: «Что-то каша сегодня получилась не очень вкусная», может привести к тому, что ребенок откажется есть ее после первой ложки, мотивируя свой отказ ело вами: «Каша - невкусная».

    Трехлетний   ребенок   начинает учитывать в своем поведении речевой комментарий взрослого на его высказывания или поступки, понимает запрет или похвалу. Он говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение

к людям - любовь, ласку. Ребенок обнаруживает, что словами можно управлять

поведением    людей,    попросив другого человека сделать то что, нужно     ребенку.     Сопровождая    свои действия словесными комментариями, дети учатся управлять   собственным   поведением.    Малыш, который строит башню, может обратиться к самому себе следующими словами: «Не надо кубиков, башня развалится».

     К 3-м годам  многие дети правильно и чётко произносят многие звуки: гласные - [а], [у], [и], о, согласные[м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х], хотя речь малышей

не всегда понятна окружающим

 Наиболее   характерной   чертой произношения в этом возрасте является смягченность – ребенок произносит «масинькя» - вместо «машинка», «лёзетька» - вместо «ложечка».      Часто ребёнок заменяет «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Ошибки и замены произнесения звуков очень разнообразны. Физиологическими (проходящими, свойственными всем детям раннего возраста) искажениями (неправильным произнесением и заменами) звуков в этом возрасте являются:

  • отсутствие в речи шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] или замены их другими звуками - «лосядка» - вместо «лошадка», «косетька» - вместо «кошечка»;

  • отсутствие звука [Р] («каова» - вместо «корова», «от» - вместо «рот»), или замены звука «Р»на звуки [Л], [ЛЬ], [В], [Й] («лак»-вместо «рак»),

  • Нарушение     произнесения звука [Л] - его смягчение («кальбаса» - вместо «колбаса»), замена звука [Л] на звук [Й] - «туй» вместо «стул»,

  • Замены звуков [К] и [Г] на звуки [Т] и [Д] - «тапля» - вместо «капля», «дусь» - вместо «гусь».

  • Замены звонких звуков глухими-«сайка»-вместо «зайка» и т.п.

Произношение детей младшего дошкольного возраста зависит от структуры слов - один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково, Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук(например, «протокваша»- вместо простокваша). В «легких» словах где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Детям все еще трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо пропускается, либо произносится искаженно. Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, - «ампитура»- вместо «температура, менять местами звуки или слоги,- «пыселос»- вместо «пылесос», «чедоман»- вместо«чемодан».

   Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни тоже ещё не-    достаточно окреп. Дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох тоже пока очень короткий - его длины хватает для произнесения короткой фразы. Тем не менее, большин    ство детей неплохо повторяют вслед за взрослыми различные интонации и верно пользуются    ими в своей речи. Все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым    физиологическим нарушениям    речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи, Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к специалисту - логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, а при необходимости – начать незамедлительное лечение

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.