Новости проекта
Напоминаем, 1 августа платформа переходит на новый учебный год, большинство информации по прошлому году станет недоступно.

Рекомендуем выполнить следующие действия...
Голосование
Какие трудности Вы испытываете при воспитании своего ребенка- дошкольника?
Всего 175 человек
Голосование
Какую информацию Вы бы хотели видеть на нашем сайте?
Всего 523 человека
Голосование
Как вы закаливаете детей в домашних условиях?
Всего 288 человек

Игры для тренировки дыхания

Дата: 22 мая в 23:28

Игры для тренировки дыхания

Среди всех форм работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья особое место занимает дыхательная гимнастикаИгры для развития и тренировки дыхания обогащают организм кислородом, а значит улучшают работу сердца, головного мозга, нервной системы, способствуют укреплению дыхательной системы, снятию напряжения и раздражительности у детей. Существует алгоритм выполнения дыхательных упражнений:

1) вдох осуществляется через нос

2) плечи при этом не поднимаются

3) выдох производится через рот, выдох должен быть длительным и непрерывным до тех пор, пока воздух не закончится

4) щеки при выдохе не должны надуваться

Необходимо помнить, что дыхательные игры и упражнения достаточно быстро утомляют ребенка, поэтому их следует ограничивать по времени или чередовать с другими видами упражнений.

«Прожорливые фрукты» 

Цель: развивать сильный плавный направленный выдох

Оборудование: коробки с изображением фруктов, шарик

Ход игры: с помощью сильного выдоха нужно шарик закатить в «рот» фрукту. Играют по-одному, закатывая шарик по-очереди каждому фрукту, или устраивая соревнование, кто быстрее накормит фрукт.

«Горячий чай» 

Цель: формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздух)

Оборудование: кружки с «горячим «чаем

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует. Если все выполняется верно, то «пар» отклоняется от чашки.

«Воздушный футбол» 

Цель: развивать умение выполнять более глубокий вдох и более длительный выдох

Оборудование: футбольное поле, мяч, трубочки для коктейля для каждого игрока

Ход игры: в начале игры мяч находится в центре поля. По команде игроки начинают на него дуть с помощью трубочек для коктейля. Задача каждого игрока - загнать мяч в ворота противника. После «гола» мяч снова возвращается в центр поля. В игру играют вдвоем или вчетвером, (разбившись на 2 команды) определенное время или до нужного количества голов, о котором игроки договариваются заранее.

«Буря в бутылке» 

Цель: формировать непрерывную воздушную струю

Оборудование: бутылки с наполнением, трубочки для коктейля

Ход игры: ребенок делает глубокий вдох через нос, дует в трубочку, создавая тем самым бурю в бутылке.

«Сдуй снежинку» 

Цель: обучать плавному свободному выдоху

Оборудование: варежки с привязанными к ним снежинками

Ход игры: ребенок носом вдыхает воздух, складывает губы трубочкой и пытается сдуть снежинку с варежки. Игра может носить соревновательный характер, у кого быстрее получится сдуть снежинку.

«Прогони с предмета» 

Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха

Оборудование: различные предметы (листочки, цветы, фрукты) с привязанными к ним героями (насекомые, птицы и т. д.)

Ход игры: ребенок носом вдыхает воздух, складывает губы трубочкой и непрерывно дует, пытаясь прогнать насекомое или другого героя. Игра может носить соревновательный характер, у кого быстрее получится прогнать насекомое и т. д.

«Прокати мяч» 

Цель: развивать умение направлять воздушной струей мячик в цель

Оборудование: поле с несколькими дорожками разными по длине и сложности прохождения, мячик, трубочки для коктейля

Ход игры: ребенок дует на мячик в трубочку для коктейля, направляет его в цель по заданной траектории, стараясь не закатывать мяч за пределы обозначенной дорожки.

Картотека игр и упражнений для тренировки правильного дыхания

 «Понюхай цветок».

Цель: развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление представлений по теме «Цветы».

Оборудование: бумажные цветы или букеты (можно сделать из открыток). Стебель можно сделать из пластиковой полоски длиной 10 -12 см.

Детям предлагается выбрать понравившийся им «цветы» или «букеты» (уточнив при этом их название, понюхать «цветок», а затем подуть на него. Логопед демонстрирует детям утрированный вдох носом («нюх») и плавный длительный выдох на «цветок». Под воздушной струей «цветок» отклоняется. Грудобрюшной тип дыхания на вдохе и выдохе можно контролировать рукой, находящейся на животе («Животик надувается – животик сдувается»).

«Бабочка летит к цветку»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: искусственный цветок, пластиковые гибкие полоски (можно вырезать из офисной папки) длиной примерно 15 см, на один конец прикрепяется изображение бабочки или пчелки.

Логопед говорит детям: «Мы гуляем по лугу, на лугу много цветов, бабочки перелетают с цветка на цветок и собирают нектар, помогите им». Детям предлагается взять полоски с изображением насекомых и подуть на них так, чтобы насекомые сели на цветок. Цветок может держать взрослый.

«Одуванчик»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Ребенку предлагается сдуть с одуванчика семена –пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик. При этом губы ребенка должны быть слегка округлены и вытянуты вперед, щеки не должны раздуваться. Если ребенок надувает щеки, то их можно придержать руками.

«Игра с дудочкой».

Цель: закрепление плавного длительного и короткого выдоха и умения их различать; развитие слухового внимания; активизация мышц губ.

Оборудование: дудочки, свистки, звучащие игрушки.

Логопед вызывает 2 –3 детей и объясняет им условие игры: «Это наши звучащие игрушки. Они умеют играть на дудочке (свистеть). Если я проведу рукой по спине от плеча к плечу, то ты дуешь длительно, а если только коснусь тебя, то ты дуешь коротко. Будьте внимательны!» Дети воспроизводят звуки, по длительности соответствующие их тактильным ощущениям.

«Чья машина уедет дальше?»

Цель: отработка сильного плавного выдоха.

Оборудование: маленькие пластмассовые машинки.

Машинки ставятся на стол на уровне рта ребенка, ребенок сидит на стуле. Для подобных упражнений лучше всего использовать офисный стул, позволяющий регулировать его высоту и, соответственно, подбирать удобное положение ребенка по отношению к игрушке, на которую он дует. В эту игру могут играть двое детей. По сигналу логопеда дети делают вдох носом («нюх», а затем плавно дуют на машинки. Чтобы машинки катились прямо, можно сделать «дорогу», ограничив движение машинок деревянными брусочками или картонными полосками (к столу их можно прикрепить скотчем).

«Осенние листья».

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанные из картона разноцветные осенние листья на ниточках.

Логопед раздает детям листья и говорит: «Пришла осень. Все деревья покрылись разноцветными листьями. Посмотрите, какие красивые у нас листики. А еще осенью дует ветер, и осенние листья красиво кружатся в воздухе. Давайте подуем на наши листики, как ветерок. Чей листочек дольше продержится в воздухе?» Дети дуют на свои листики. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек. Также в осенний период листики на ниточках можно повесить при входе в кабинет логопеда. Дети могут начинать занятие с этого упражнения.

«Птицы улетают на юг»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанные из картона силуэты разных птиц на ниточках.

Логопед раздает детям птичек и говорит«Наступила осень. Многие птицы улетают в теплые края». Дети дуют на птичек. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.

«Дует ветерок»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудованиекартонный домик с прорезанным в нем окошечком. Занавески на окошке можно сделать из тонкой бумаги, кальки или легкой ткани.

Логопед говорит детям: «Теплый летний день. В окно подул приятный ветерок. Занавески колышутся, взлетают от ветерка». Детям предлагается сделать вдох и плавно длительно подуть на занавеску. Логопед отмечает тех детей, у которых занавеска взлетает выше, дольше колышется от ветерка, помогает тем, у кого упражнение не получается с первого раза (выдох недостаточно направленный).

«Прогоним тучку»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанная из картона тучка с приклеенными полосками тонкой бумаги или кальки, изображающими дождик.

Логопед говорит: «Пришла осень. По небу плывут тучи, часто идет дождик. Давайте прогоним тучки, чтобы вновь засветило солнышко».

Дети дуют на полоски из бумаги, которые имитируют дождик. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.

«Сдуй снежинку с ладошки».

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: маленькие снежинки из бумаги или небольшие комочки ваты.

Ребенок плавно сдувает снежинку с ладошки.Эту игру можно проводить в виде соревнования«Чья снежинка улетит дальше?»

«На полянку, на лужок тихо падает снежок»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанные из картона снежинки или «снежные комочки из синтепона на ниточках.

Логопед раздает детям снежинки и говорит: «Наступает зима. На улице идет снег. Летят веселые снежинки. Давайте подуем и на наши снежинки, чтобы они полетели и закружились. Чья снежинка дольше продержится в воздухе?» Дети дуют на свои снежинки. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.

«Игра в снежки»

Цель: развитие силы выдоха, интонационной выразительности речи, громкости голоса, фонематического слуха; автоматизация и дифференциация звуков речи.

Оборудование: корзинка для «снежков»«снежки» (сшитые из ткани, диаметром 4 – 5 см, заполненные ватой или синтепоном, обруч.

Данное упражнение хорошо включается в любое логопедическое занятие, проводимое зимой в качестве физминутки.Логопед говорит: «Зима. Выпал первый снег. Он чистый, белый. Из него можно лепить снежки и бросать их в цель. Берем горсть снега (показываем движение, лепим снежок (движения двух рук, имитирующие лепку снежка, замахиваемся (вдох) и бросаем его (выдох!» При броске, на выдохе,дети произносят различные слоги или сочетания слогов«Па!»«Ба!»«Бу!»«Ту!»«Пы!»«Бы!»«Ты!»«Па – ба!»«По – бо!»«Ту – ду»«Ты – ды!»«Ба – ба – ба!»«По – по – по!»«Ту – ту –ту!»«Ды – ды – ды!». При произнесении 2- 3 слогов бросок производится на последний слог.

«Чей самолетик улетит дальше»

Цель: научить детей дуть плавно, длительно, спокойно, не надувая щек; закрепление грудобрюшного типа дыхания.

Оборудование: небольшие самолетики из картона или бумаги на ниточке.

Ребенок держит самолетик за ниточку так, чтобы тот находился напротив рта, делаем спокойный вдох и плавный выдох на самолетик.

Если ребенок дует плавно, то самолетик какое – то время «летит».

Дыхательные игры с водой

«Веселые пузырьки»

Цель: закрепление плавного сильного направленного выдоха, умения чередовать короткий и длительный выдох, активизация мышц губ.

Оборудование: пластиковые емкости с водой, трубочки для коктейля.

Логопед предлагает детям подуть в воду через трубочки. Вода пузыриться под воздействием воздушной струи. При выполнении этого упражненияхорошо видна разница между коротким и плавным длительным выдохом: чем длиннее выдох, тем вода пузырится дольше.

«Волны»

Цель: отработка плавного длительного выдоха, закрепление произношения звуков (ф, (в).

Оборудование: емкость с водой. (пластиковый тазик или контейнер). Для удобства выполнения упражнения она должна быть достаточно заполнена водой (уровень воды должен быть ниже края емкости всего на 2 – 3 см).

Логопед: «На море задул ветер: ф-ф-ф. Он гонит волны.Ветер воет: в-в-в. Волны становятся все выше». Дети наклоняются над емкостью с водой и плавно дуют, создавая волны.Более сильный выдох сопровождается длительным произношением звуков«ф-ф-ф»«в-в-в».

«Плыви, кораблик»

Цель: закрепление плавного длительного непрерывного направленного выдоха; активизация мышц губ.

Оборудование: емкость с водой, игрушечные кораблики, трубочки для коктейля, прикрепленные к емкости изображения дерева, домика и др.

Ребенку предлагается подуть на кораблик так, чтобы он поплыл.Задание можно усложнить: кораблик должен подплыть к берегу, на котором растет дерево (стоит дом, замок, и т. д.). Фигурку можно прикрепить к краю емкости прищепкой или скотчем. Ребенок также может дуть на кораблик через трубочку.

«Наша Таня громко плачет»

Цель: закрепление плавного длительного непрерывного направленного выдоха; активизация мышц губ.

Оборудование: емкость с водой, фигурка с девочки, закрепленная на краю емкости, каучуковый мячик или небольшой пластиковый шарик.

Ребенок дует на небольшой пластиковый шарик или каучуковый мячик так, чтобы тот подплыл к фигурке девочки.

Данные упражнения довольно сложны, так как ребенку необходимо дуть не только плавно и длительно, но и воздушной струей направлять предмет.

«Мыльные пузыри»

Цель: отработка выдоха различной силы и длительности, активизация мышц губ.

Оборудование: небольшая емкость с мыльным раствором или разведенным водой шампунем, трубочка для коктейля для выдувания пузырей.

Логопед выдувает несколько мыльных пузырей, различных по объему. Затем к игре привлекаются дети. Внимание детей обращается на величину мыльных пузырей, их радужную расцветку, способность лететь.

Обратите внимание: мыльный раствор ни в коем случае не должен втягиваться в трубочку, ее кончик просто опускается в емкость. Если вы расщепите кончик трубочки на несколько частей и слегка отогнете их в стороны, то пузыри будут выдуваться легче и будут крупнее.

Можно внести в эту игру соревновательный элемент«Чей пузырь больше? Чем пузырь дольше летит?»,

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.