Новости проекта
Напоминаем, 1 августа платформа переходит на новый учебный год, большинство информации по прошлому году станет недоступно.

Рекомендуем выполнить следующие действия...
Голосование
Какие трудности Вы испытываете при воспитании своего ребенка- дошкольника?
Всего 175 человек
Голосование
Какую информацию Вы бы хотели видеть на нашем сайте?
Всего 523 человека
Голосование
Как вы закаливаете детей в домашних условиях?
Всего 288 человек

Советы, рекомендации, консультации

Дата: 29 октября 2014 в 10:11, Обновлено 21 июня в 19:29
Автор: Гоман Я. А.

Как помочь ребенку развивать связную речь?

АЛЬБОМЫ

  • Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о вашей семье и т.д.
  • Альбомы нужно не просто сделать и убрать , а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого
  • Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять в его в руки , посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записи рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показал свой альбом , может помочь ему при затруднениях, наводящими вопросами

РАССКАЗЫ РЕБЕНКА

Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где был, что делал. Выслушайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку- папе, бабушке, знакомым.

Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

Если с ребенком посмотрели мультик, спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику.

Так для тогочтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитииребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований.

​ Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.

 Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2- 3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.

​ Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.

​ После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты

зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить

физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц

шеи, верхнего плечевого пояса.

Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.

- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.

- Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.

- Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.

- На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.

 

Рабочее место ребенка

Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:

• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;

• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;

• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;

• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;

• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

Как выбрать игры для ребёнка дошкольника

Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм (квестам, аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику, так как в этом возрасте детская психика имеет ряд особенностей. Дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, хорошей фантазией, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, увести ребенка от реальности, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях. Лучше покупать без них, внимательно изучив описание игры. Она должна:

- соответствовать возрасту ребёнка;

- состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;

- занимать по времени одна игра или уровень, тур должен не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.

Развивающие и обучающие программы-игры для старших дошкольников:

Баба-Яга и Новогодние Хлопоты

Баба-Яга и Проша: Год, полный забот

Баба-Яга учится считать

Баба-Яга учится читать

Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда

Баба-Яга. Сказочная вечеринка

Баба-Яга. Школа на курьих ножках

А я считаю лучше всех! Часть 1 Математика для дошколят

А я считаю лучше всех! Часть2. Математика для первоклашек

Кузя в Африке

Кузя в бегах

Кузя в джунглях

Кузя в космосе

Кузя учит английский. Часть 2. Возвращение капитана

Кузя учит английский

Кузя. Волшебный Эликсир

Кузя. Заколдованное зеркало

Кузя. Новый год 2

Кузя. Остров джунглей (Кузя в джунглях 2)

Кузя. Подводное сафари

Кузя. Силы природы

Кузя. Фабрика игр

Кузя: Алмазная лихорадка

Все выше перечисленные игры принадлежат компании МедиаХауз

«Лунтик Малышам. Развивающие задания»

«Лунтик рисует. Изучаем цвета и фигуры»

«Лунтик. Математика для малышей»

Разработчик и издатель «1С-СофтКлаб»

Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать родительский контроль за качеством детских «игрушек».

Предлагаю Вашему вниманию несколько сайтов для детей и родителей, где первые найдут интересные демо-игры, раскраски, стихи, конкурсы, мультфильмы а взрослые информацию по воспитанию и обучению своих чад.

1.​ Детский портал «Солнышко»

2.​ POZNAIKA.RU

3.​ http://pochemu4ka.ru/

4.​ http://www.detskiy-mir.net/

5.​ http://detsad-kitty.ru/

6.​ http://doshkolnik.ru/ (поделки, раскраски, песни игры)

7.​ http://mama-plus.ru/viewtopic.php?id=4247 (все о сюжетно-ролевых играх детей)

Желаю Вам превратить компьютер из врага в верного для ребёнка союзника. Удачи.

Не родись правшой

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате минимальной мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается амбидекстром (обе руки работают как правая рука).

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.) Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа.

 

Слева направо и наоборот

Сколько мук приходится претерпевать левше в школе, о которых его однокашники не догадываются! Начнем с того, что сидеть за партой справа левше не удобно: сосед без конца толкает его под руку. Поэтому левше рекомендуется сажать слева и лучше не на проходе, чтобы ему не мешали.

Зачастую родители и педагоги не знают, как обучить детей «леворукому письму». Есть несколько способов. Первый: рука расположена так же, как располагается рука праворукого человека при письме, лист бумаги лежит вдоль левой руки, с наклоном вправо. В этом случае рука ребенка находится над строкой. Вторая манера письма называется «инвертной»: лист бумаги по отношению к ребенку наклонен влево, кисть руки повернута в сторону груди. Но каждый маленький левша сам должен выбрать тот способ, который удобен именно ему.

Правда, обучить «леворукому письму» - еще не все. У левшей возникают сложности с ориентацией в пространстве, в тетрадных клетках. Левши могут путать право и лево, а иногда даже верх и низ.

В тетрадках левшей можно обнаружить немало удивительного. Они часто игнорируют левую часть прописи и смело «выезжают» на соседнюю страницу. Или вовсе начинают писать с правой стороны листа. У левшей намного чаще, чем у их ровесников, возникают проблемы с почерком, написанием ровных строчек. Не слишком чтят левши знаки переноса и порой втискивают конец слова в строку. Либо проделывают обратный трюк: оставляют полстроки пустой.

«Переучивать левшей в правшей – это то же самое, что переделывать мальчиков в девочек»

Тесты, которые помогают отличить правшей от левшей

Некоторые методы, которыми пользуются специалисты для определения леворукости.

Какая «рукость» у вашего ребенка?

Мы предлагаем некоторые способы, которые основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия использовал при определении преобладающего левого или правого полушария у ребенка.

  1. Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Та рука, которая окажется сверху, для вас является ведущей.

  2. Пронаблюдайте, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

  3. Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу: пальцы ведущей руки обычно на пару миллиметров длиннее. Возьмите карандаш, Выберите объект и смотрите на него через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень смещается при закрытом левом глазе, он – ведущий, если при закрытом правом, то ведущий глаз – правый.

Советы специалистов:

Выполняйте с ребенком различные упражнения: научите его копировать фигуры, воспроизводить их по памяти, различать среди других. Если левша начинает писать с правой стороны листа, то с левой можно провести вертикальную линию – «стартовую черту».

Родителям маленького левши следует с самого начала наладить контакт с педагогом, понять, поможет ли он школьнику в преодолении трудностей.

Чтобы ребенок не чувствовал своей оторванности от класса и не воспринимал леворукость как странность или даже болезнь, надо рассказать ему о его исключительности, объяснить, что не все дети используют левую руку, как он. Расскажите ему о том, что среди леворуких людей много знаменитых писателей, художников, ученых.

Что можно сделать для развития речи ребенка

  1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике - в человеке, который не  только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать

  2. Побуждайте ребенка рассказать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая  их словесными комментариями

  3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы  и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.

  4. Ваша речь, обращенная  к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша

  5. Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

  6. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке, на пляже.

  7. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм

В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мысли. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что- то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Речевая готовность детей к школе    

                                                                                             
       Быть готовым к школе – не значит
               Уметь читать, писать, считать.
   Быть готовым к школе –значит
               Быть готовым всему этому научиться


Речевая готовность это
1.Сформированность звуковой стороны речи   
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другим

                                                    
 
2.Сформированность фонематических процессов,

умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

                                          

3.Владение элементарными навыками звукового анализа:
Умение определять место звука в слове
 Например, В слове МАШИНА звук М находится в начале слова, в слове КОМНАТА -  в середине, а в слове ДОМ– в конце слова
Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
Определять количество и последовательность звуков в слове
      Например, МАК первый звук – М, второй А, третий- К
Умение составлять слова из звуков       К,  И,  Т – КИТ
Называть слова на заданный звук.
Умение делить слова на слоги     КУ-БИ-КИ
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

 

4.Умение пользоваться разными способами словообразования
Умение образовывать приставочные глаголы  ехать- переехать- объехать-выехать
Умение образовывать  сложные слова листья падают – листопад, снег падает –снегопад
Умение образовывать прилагательные от существительных стол  сделан из дерева- деревянный
Умение образовывать относительные прилагательные (снег-снежный), притяжательные прилагательные (хвост лисы- лисий) от существительных
Умение образовывать уменьшительно- ласкательные значения  голова-головка- головушка

 


5.Сформированность грамматического строя речи
Умение правильно употреблять простые распространенные  и сложные предложения
Умение употреблять  предложно - падежные конструкции
Умение выделять предлоги  в предложении как отдельное слово
Умение определять количество и последовательность слов в предложении  Синица сидит на ветке  ( 4 слова)
Распространять предложения второстепенными и однородными членами;
Работать с деформированным предложением,
Самостоятельно находить ошибки и устранять их;
Составлять предложения по опорным словам и картинкам Солнце, греет, жарче, весной - Весной солнце греет жарче
                                                         

6.Сформированность связной речи
Умение  пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки, сохраняя смысл и содержание
Умение составлять рассказ по серии 3-6 сюжетных картин
Умение составлять рассказ по сюжетной картине
Умение составлять рассказ-описание

                                                                                                       
Недоразвитие   одной из составляющей делает речь неполноценной.
Первое - произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.
Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.       
Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).
Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  порассуждать.
Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.
И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.
Т.о.наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Советы и рекомендации учителя-дефектолога

Общайтесь со  своими детьми.  Учите ребенка слушать и слышать! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи ( например, помело),продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
При общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните
Не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие;
Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Не покупайте бесконечное количество тетрадей-прописей, а лучше больше лепите, нанизывайте бусины, пуговицы, а используя раскраски опять помните, что лучше меньше, да лучше!
Читайте вслух художественную литературу

Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать на ошибки, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»
      И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

 

Как избежать неграмотного письма

У детей, имеющих в дошкольном возрасте речевое нарушение, в школе очень часто возникают трудности при овладении навыком чтения и нарушения письма. Логопедическая работа с этими детьми в детском саду является, в том числе, профилактикой нарушений чтения и письма. Но и в первом классе не стоит прекращать эту работу для того, чтобы избежать нарушений в письменной речи.

Родители могут проводить с детьми следующие упражнения:

назови в слове только гласные (только согласные) звуки;
определи в слове количество слогов, назови каждый слог;
составь слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, ле; точ, лас, ка);
придумай слова с тремя, четырьмя, пятью звуками;
подними цифру, соответствующую количеству звуков в слове;
подбери слова с заданным звуком на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, душ);
«Цепочка слов»: каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова;
придумай предложение с определенным количеством слов;
увеличь количество слов в предложении;
определи место слова в предложении;
выдели предложение с определенным количеством слов из текста;
покажи правильно изображенную букву: В, Г, Я и т. д.;
определи различие сходных букв: Р – Ь, И – Н, Н – П и т. д.;
конструирование букв из различных материалов.

 

Как помочь ребенку, если он забывает, путает,  
неправильно пишет буквы

    Прежде всего, надо выяснить:

1.Различает ли ребенок понятия «слева»
и «справа»?

Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и так далее; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

2.Умеет ли ваш ребенок складывать разрезные картинки из 4 – 6 частей?
Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными конструкторами, пазлами, мозаиками.

Чтобы ребенку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы
Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5 – 6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для ребенка трудно запоминаемая.

Лепка ребенком буквы из пластилина.
Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
«Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться этим приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений, взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе и ребенок мгновенно вспомнит ее.
Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается лучше.
Помогут ребенку и стихи – «запоминалки» о буквах.
Письмо буквы по точкам, по контуру нарисованному взрослым.

Как подготовить руку ребенка к письму

Полезны все виды занятий, связанных с тренировкой мускулатуры пальцев рук – игра с мозаикой, конструкторами, вырезание, лепка, рисование, штриховка, работа с «раскрасками», пальчиковый театр и так далее.
        Все упомянутые занятия полезны вдвойне, так как, развивая моторику пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка.

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ
ВАШ РЕБЁНОК В 6 ЛЕТ

Как тебя зовут?  (имя, фамилия)
Сколько тебе лет? Сколько было в прошлом году? (будет через год)
Где ты живёшь? (полный адрес)
Как зовут папу маму? (имя, отечество)
Какое сейчас время года? Какое время года было перед весной, какое будет после?
Уметь считать до 10 и обратно
Назвать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция)
Назвать основные и оттеночные цвета
Уметь назвать предметы после их перечисления одним обобщающим словом (одежда, фрукты и т.д.)
Ориентироваться в пространстве (лево, право, вверх, вниз)
Показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.
Назвать приёмы пищи (утром мы завтракаем, а вечером-…)
Ориентироваться в частях суток (что наступает после ночи и т. д.),днях недели (какой день недели был перед субботой, наступит после воскресенья и т.д.)
Уметь найти 4-й лишний. Объяснить почему.
Понимать значение предлогов. Где лежит предмет (на, за, в, под, около), откуда достали предмет (из-под, из-за)
Уметь повторить скороговорку  без ошибок.
Уметь повторить слово со сложной структурой (термометр, балерина, реверанс, бульдозерист, велосипедист и т.д.)
Объяснить значение слов (что такое холодильник, мармелад, аквариум и т.д.)
Уметь показывать части предмета (донышко, носик, крышка, ручка у чайника и т.д.)
Сказать ласково: Лена –Леночка, стул –стульчик, гриб –грибок)
Уметь подбирать антонимы и составить пары: широкий – узкий, глубоко – мелко, старый – молодой, твёрдый – мягкий)
Уметь образовывать прилагательные от существительных ( стол из дерева –деревянный, сумка из кожи – кожаная, стакан из стекла-… и т.д.)
Что делают  представители разных профессий (строят, учат, лечат)
Назвать съедобные и несъедобные грибы
Назвать верхнюю и нижнюю одежду; женскую, мужскую, детскую, летнюю, зимнюю, демисезонную. Части одежды (полочки, спинка, рукава, манжеты, воротник –рубашка)
Назвать домашнюю, спортивную, зимнюю обувь. Что такое ласты?
Назвать кухонную, столовую, чайную посуду. Что такое фарфор?
Как называются магазины, в которых продают овощи, продукты, обувь?
Назвать молочные, мясные, кондитерские продукты. Что такое меню?
Образовывать название профессий от музыкального инструмента (гитара-гитарист, пианино –пианист, труба-трубач и т.д.)
Чем отличается труба от трубочиста?
Назвать несколько игрушек, школьных принадлежностей. Что такое глобус?
Назвать зимние забавы детей и зимние виды спорта
Что такое метель, гололёд, вьюга?
Какой весёлый праздник отмечают зимой? Что такое хоровод, гирлянда?
Уметь назвать основные части тела человека.
Что с чем соединяет шея, сколько у человека ушей, носов, щек, губ…?
Уметь ориентироваться в комнате: где потолок, с какой стороны окна, что такое линолеум? Уметь отличать тюль от шторы
Уметь назвать одним словом все предметы мебели. В каком магазине она продаётся?
Назвать дом в 5 этажей –пятиэтажный, в 9-…, в 3-…, в 2…, в 1…
Знать назначение чердака, кладовки, бани,  колодца
 Назвать в какой мы стране живём, столицу родины, большие города Беларуси. Кто у нас в стране президент.
Уметь назвать транспорт (водный, наземный, воздушный, специальный)
Уметь образовывать военные профессии. Кто охраняет границу? Кто на боевом корабле? Кто на ракетной установке
Уметь называть последний и первый звук в словах типа: Оля, зима, конь.
Уметь назвать все звуки по порядку в словах типа: рыба, школа, шкаф
Уметь выразительно рассказывать стихотворение
Кто как подаёт голос? 9 лошадь –ржёт, собака -.., корова-.., утка-.., гусь-.., курица-.., индюк-.., петух, кукушка-.., ворона-…, воробей-…, сорока-.., синица-..
Уметь образовывать название детёнышей животного от названий животного (птицы): утка утёнок, овца-ягнёнок, лошадь-жеребёнок и т.д.)
Чем отличается птица от животного?
Чем отличает кукла от девочки?
Чем отличает самолёт от птицы?
Назвать чего нет (стул-стула, кукла-кукол)
Уметь правильно изменять окончания при пересчете до 5 (ухо, ведро, пчела)
Назвать инструменты. Для чего нужны:  коса, молоток, рубанок, пила
Назвать 5-6 видов спорта. Что такое стадион.
Уметь образовывать названия спортсмена по виду спорта (бокс-боксёр)
Сравнить дерево и куст. Что такое чаща леса, опушка, берёзовая роща, дуброва, ельник? Что такое сучок, пень?
На каком дереве растут жёлуди, котики, шишки.
Назвать 4-5 названий ягод
Как называются жилища животных, кто, где зимует?
Назвать перелётных и зимующих птиц
Назвать домашних птиц. Какую они пользу приносят?
Как называются птенцы домашних (диких птиц)
Назвать домашних животных. Кто какую пользу приносит

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.