Для чего нам нужна артикуляционная гимнастика.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: их мышцы будут подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным , но вялым звукопроизношением, про которых говорят , что у них «каша во рту».
Надо помнить , что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет- всем и детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой ?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помочью веселых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Кроме этого нужно выполнять задания. Направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения нужно выполнять медленно, перед зеркалом, т.к. ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы (что делают губы?)
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
- Лучше заниматься 2 раза в день в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка
- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний
- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений
- Если во время занятий язычок у ребёнка сильно дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучения
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
1 Упражнение « почистим зубы»
рот приоткрыт, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом верхние
2 Упражнение « накажем непослушный язычок»
Нужно немного приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и покусать язык зубами та-та-та; пошлёпать язык губами пя-пя-пя.
3 Упражнение « Окошко»
Вытяни губы вперед и сделай их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться
4 Упражнение «Чашка»
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
5 Упражнение «Лягушка»
губы растянуты, видны сомкнутые зубы. Удерживать в таком положении 10-15 сек
6 Упражнение « Хоботок»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты
7 Упражнение « Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад
8 Упражнение «Грибок»
рот приоткрыт, язык приклеивается к нёбу и получается шляпка грибка
9 Упражнение « Бегемотики»
Давайте покажем, как бегемотики широко открывают ротики. Открыть рот шире и удерживать его в таком положении на счёт от 1-го до 5 , потом закрыть рот. Повторить 4-5 раз
10 Упражнение « Киска»
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
11 Упражнение « Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и щёлкать кончикам языком
12 Упражнение « Пароход гудит»
открыть рот и длительно произносить звук Ы ( как гудит пороход)
13 Упражнение « Индюк»
приоткрыть рот , положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы- как бы поглаживать ее. Сначала медленно, затем ускорить темп добавить голос, пока не послышится (бл-бл-бл)
14 Упражнение « Качели»
улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, и удерживать в таком положении от 1до 5, а потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать в таком положении от 1до 5. Так менять положение языка 4-6 раз
15Упражнение «Часики"
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
16 Упражнение « Лопаточка»
улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от1 до5-10
17 Упражнение « Вкусное варенье»
дети представляют, что едят вкусное варенье, оно намазалось на нижнюю и верхнюю губу. Необходимо его слизать
18Упражнение « Парус»
Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижни к верхним бугоркам, за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт 8-10. Повтори 2-3 раза
19 Упражнение « Футбол»
Это упражнение поможет выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик, загоняя его между 2 кубиками
20 Упражнение "Гармошка"
улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
21 Упражнение «закати мяч в ворота»
вытяни губы вперёд трубочкой и долго дуть на ватный тампон, загоняя его между 2 кубиками
22 Упражнение « Прогони комарика»
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – он дрожит
23 Упражнение « Дятел»
Широко открыть рот. Языком силой ударять в альвеолы за верхними резцами. При этом произносить звук Д, подражаю дятлу д-д-д-д
Артикуляционная гимнастика для губ
- вибрация губ (подражание фырканью лошади )
- вытягивание губ в улыбке
- вытягивание губ вперёд трубочкой
- вытягивание губ вперёд и проделывать сосательные движения